Оборачиваясь назад.


Проекты бывают разные. Некоторые можно сделать за два дня, некоторые за месяц, некоторые длятся годами. Именно про последние хотел написать эту заметку.

Дело в том, что общаясь в среде различных программистов с завидной периодичность наблюдаю следующую сцену. Один разработчик рассказывает и показывает итоги своей работы другим программистам в надежде получить отзыв вроде: “Ну ты крууууут!“, в ответ же он получает не возгласы восхищения и аплодисменты, а вопрос: “На что именно было потрачено столько времени? На ЭТО? Что тут такого делать, почему так долго?“. После этой фразы начинаются жаркие споры, обиды, непонимание и обвинения в некомпетентности друг друга.

Хорошо когда такие беседы проходят в дружеской программисткой атмосфере. Гораздо сложнее, когда выяснение отношений происходит на другом уровне. Например, когда одна команда пытается подрезать заказ у другой, убеждая клиента в том, что если бы обратились к ним, то они дескать сделали бы все гораздо быстрее и без затягивания сроков. Что принятые решения изначально были нерациональными и т.д.

Более того, сами программисты спустя годы, оборачиваясь назад начинают думать: “Я потратил на это три/пять/семь лет своей жизни? Почему?! Как ЭТО заняло столько времени?

Одной из причин, на мой взгляд, является не совсем точное представление о том, как оценивается сложность проекта. Для многих это прямая из точки А в точку B.
Пред глазами предстает следующая картинка.
ab

На самом деле, это идеальная картина. В жизни разработка сложного проекта сопровождается решением многих неучтенных проблем. Возникают “развилки” на которых нужно принимать решение куда двигаться дальше. Это могут быть решения высокого уровня, такие как выбор языка (java, c#, python или всё вместе) или способ хранения данных (mysql, oracle, berkley db, mongodb, hazelcast или все вместе), так и более низкого уровня – какой веб-фреймворк выбрать (ext или gwt, или может быть JSF 2 и т.д.), прикрутить velocity или обойтись стандартными средствами для работы со строками, начать использовать более популярный graddle или остаться на maven-е (или даже ant-e), использовать AnglularJS или не стоит.

Таких “точек бифуркации”  в большом проекте может быть несколько десятков или даже сотен. При этом важно понимать, что все могут ошибаться и иногда приходится возвращаться на исходную позицию, менять стратегию, платформу (или как говорят программисты “переписать половину кода”). Кроме этого цель из точки B может передвинуться в точку B’ и в результате некоторые принятые решения уже могут оказаться неподходящими.
Другими словами лучше описывает ситуацию следующая картина.
ab_2

В итоге, полученное “дерево решений” получается довольно ветвистым, а его “построение” делается методом “разведки боем” и занимает уйму времени. При этом, когда человек уже находится в конечной точке B и если он не страдает потерей памяти, то скорее всего повторить этот путь ему будет намного проще. Он уже знает как добраться к цели, по каким именно дорогам идти и на каком перекрестке свернуть.

Конечно более сложный случай, когда нет хороших проторенных “дорог”. Например, если это принципиально новая разработка. В таком случаях утверждение “Что он тут такого делает уже N-цатый год?“, звучит аналогично претензии к Колумбу: “Что тут такого? Здесь и ежу понятно, что нужно просто плыть на запад и попадешь в Америку“. Сегодня это кажется очевидным, а тогда найти средства на подобную авантюру было не так уж и просто.  Опять-таки в итоге Колумб все-таки ошибся где-то в три с половиной раза (почти на Пи), ведь изначально он хотел попасть в Индию, а она намного дальше…

Возвращаясь в наши дни, к теме этой заметки, хотел подвести небольшое резюме.

  • Чтобы оценить сложность проекта нужно проделать большую работу (см. картинку с деревом решений). Не стоит прогибаться, когда заказчик требует выдать ему оценку сложности какого-то нового проекта в человеко-часах, суть которого вам изложили только что на словах в трех предложениях за чашечкой кофе. Реальная цена такой оценки наверное будет меньше стоимости выпитой вами чашки кофе.
  • Не стоит удивляться и сильно корить себя за количество потраченного времени. Во-первых в жизни часто сложности забываются, поэтому возникает кажущееся ощущение легкости пройденного пути, а во-вторых задним умом мы все гении.
  • Желательно искать хорошего “проводника”, у которого был опыт работы если не в аналогичных, то хотя бы в похожих проектах. Естественно, что каждый проект в чем-то уникален, но возможно его интуиция и опыт позволит частично избежать попадания в тупиковые ситуации.

P.S. В качестве иллюстрации нарисовал дерево, на развилках которого выбирается один вариант и подсвечивается красным цветом. При нажатии мышкой на дерево, оно случайным образом перестраивается.
Приятного просмотра!

P.P.S. Дерево прорисовывается с помощью языка программирования processing. Собственно экспериментами с ним, а также arduino и raspberry pi сейчас посвящены воркшопы, которые мы проводим вместо проводимых ранее Scala-тусовок.


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: programador.ru

Телеграм канал: @prgrmdr
Почта для связи: vit [at] programmisty.com